Форма входа

Категории раздела

Праздники [0]
Школьные праздники

Поиск

Календарь

«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Архив записей

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 21

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0




Пятница, 17.05.2024, 18:12
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS
 
 
Школа — это мастерская, где формируется мысль подрастающего поколения,
надо  крепко держать ее в руках, если не хочешь выпустить из рук будущее. 
                                                                                                                                                                Барбюс А.
Персональный сайт
 Гузиковой Мадлены Мартыновны
Главная | Мой профиль | Регистрация | Выход | Вход
Добро пожаловать в гости на мою страницу!


Доклад по ОРКСЭ, модуль "Православная культура" в 4 классе
"Использование возможностей модуля православной культуры для формирования нравственных ценностей и развитие культуры школьников" С этой темой доклада я выступала на заседании методической секции по ОРКСЭ в районе.

 

Духовно-нравственное воспитание гражданина России – это начало и результат, смысл и основной ресурс социального и экономического прогресса общества. Модернизация страны начинается с воспитания личности, способной ее осуществить. Но и сама модернизация нужна, прежде всего, для повышения качества жизни в стране, т.е. создания максимально благоприятных условий для развития личности. Таким образом, воспитание молодых граждан России и модернизация страны – две составляющие одного процесса.

В современном мире во всех странах, безусловно, особое значение приобретают духовно-нравственное воспитание школьников, развитие у них таких качеств как толерантность и уважение к другим культурам, истории, религиям; готовность и способность к диалогу и сотрудничеству, а именно: подразумевает овладение знаниями культурологических основ социальных явлений и религиозных традиций. Более всего это относится к младшим школьникам, что предполагает тесное сотрудничество школы с родителями, семьёй. Преподавание, изучение учебных предметов, курсов, направленных на приобщение детей не только к  православной христианкой традиции, культуре, жизненному укладу, но и  к культуре и традициям ислама, иудаизма и других религий, постепенно распространяется в регионах России,востребовано в российском поликультурном обществе.

Изучение культурного наследия мировых религий очень важно для расширения культурных горизонтов личности. Ведь большинство современных институтов, государственных установлений, явлений общественной жизни, эстетических норм, политико-этических систем имеют  выраженные или неявные религиозные истоки. Одна из задач образования в этом направлении – выработка своеобразного «иммунитета» у учащихся против воздействия негативных настроений в социокультурной среде. Толерантность и культура мира – основа формирования общечеловеческих ценностей, и в то же время они зависят в своем проявлении от исторического опыта народов.

Современные дети – представители иной, экранно-клиповой культурзы, которая проникает в их сознание благодаря работе с персональным компьютером, с современной аудио- и видеотехникой, с сотовой системой связи и современными коммуникациями. Они знакомились с содержанием произведений через краткие аннотации и перескаы, в лучшем случае – через экранизации и небольшие хрестоматии. Мир эмоциональных переживаний подростка в значительной мере обеднен и нуждается в большой эмоциональной насыщенности и подкреплении смысловой основой.

Разные поколения становятся мало интересными друг для друга, намечается прерывность связи между ними, что отражается как на семье, так и на школе. Следовательно, они теряют интерес и к традиционному обучению, линейному учебно-воспитательному процессу по утверждённым программам, к традиционному учебнику. Они предпочитают обучаться и действовать самостоятельно, по индивидуальным образовательным программам, на основе принципов интерактивности, используя современные информационные технологии.

В худшем случае у них пропадает интерес к обучению и воспитанию в принципе. Растёт поколение малообразованных, малограмотных и неграмотных детей и подростков, а проводят время у телевизора, в Интернете и т.д. и т.п. Дети читают преимущественно остросюжетные детективы, в которых отсутствуют чувства, переживания, самопознание,  не выражаются эмоции. Но стремительно развивающийся сюжет, чистое действие, закрученная интрига и т.п.

Контакты со старшими в данных условиях довольно ограничены, зачастую имеют прагматическую направленность, касающуюся финансовых вопросов или обслуживания их потребностей. Концепция связана с поддержанием семейной атмосферы, с участием в семейных праздниках и торжествах, с укреплением традиций семьи, с заботой о её членах. У них имеется гораздо больше возможностей иметь собственный легальный, а зачастую и нелегальный заработок, что делает их практически автономными по отношению к старшим членам семьи.

Для решения этой проблемы взрослые должны овладевать информационно-коммуникационными процессами. Человек, который не владеет компьютером будет  чувствовать себя так, неграмотным в индустриальном обществе. Если старшее поколение сможет говорить с подростками на языке информационно-коммуникативных технологий, то оно сможет более эффективно направлять интеллектуальные поиски и творческую энергию молодежи, способствовать развитию интереса к учебным программам на электронных носителях, расширяя тем самым и собственный кругозор. Только преодолевая конфликт поколений, школа и семья могут осуществлять воспитание вообще, в том числе и воспитание на определённых духовно-нравственных ценностей.

Эффективность школы и семьи как силы, противостоящей негативным тенденциям нарастания ксенофобских, националистических, а то и фашистских настроений, оказывается недостаточной.

Семейное и общинное воспитание далеко не всегда направлено на открытый диалог с людьми иной культуры, оно редко ставит своей главной задачей формирование поликультурной личности. В результате не создается общий фундамент глубинного взаимопонимания, культурные традиции замыкаются на себе, не выходят на общероссийский, европейский и мировой уровень межкультурной коммуникации.

Задача нового учебного курса — создание условий для духовно-нравственного развития школьника. Воспитание учащегося в школе осуществляется на уроках (средствами учебного содержания, через диалоги учителя и ученика, учеников друг с другом), в творческой деятельности (подготовка обучающимися итоговых творческих заданий), во внеучебной деятельности (проведение праздника накануне Дня народного единства). На уроках мы  беседуем с ребёнком о нравственности, но если родители не проявят интереса к поднятым проблемам, не сформулируют для ребёнка родительскую нравственную позицию, то всё сказанное в школе не будет иметь для него особого значения.

Новый, нравственно-ориентированный курс открывает перед родителями, другими взрослыми дополнительные возможности для укрепления и развития отношений с ребёнком. В младшем подростковом возрасте, когда ребёнок впервые по-взрослому начинает смотреть на окружающий мир и оценивать своё место в нём, он особенно нуждается в духовной связи со взрослым, родным для него человеком.

Основной смысл доверительного общения подростков со взрослыми не в получении от них той или иной информации. Главное — найти понимание, сочувствие, помощь в том, что их волнует, что переживается ими как наиболее значимое. У младшего подростка пробуждается чувство взрослости. Он начинает видеть себя в мире взрослых. У него возникает потребность оценить этот мир, принять взрослость как ценность, осмыслить и присвоить ценности взрослой жизни. Диалоги взрослого и ребёнка об истинных ценностях взрослой жизни имеют огромное значение для подростка.

Зачем нужны моральные нормы? С этого вопроса начинается новый курс, им же он и завершается. Если этот вопрос, поставленный на первом уроке учителем перед всем классом, на последнем уроке ученик осознанно ставит перед собой, значит, он учился не зря. Это очень сложный вопрос. Чтобы найти на него ответ, порой не хватает целой жизни. Но если человек спрашивает о нравственности, значит, она уже имеет для него значение, присутствует в его жизни, влияет на его поведение. Ребёнок, спрашивающий о нравственности, есть личность, приобретающая нравственность.

И всё же — для чего нужны моральные нормы?

Своего ребёнка, особенно если он ещё мал, мы учим простым правилам безопасного поведения: нельзя трогать горячий утюг, выходить на улицу раздетым в холодную погоду, садиться за стол с грязными руками и т. д. Почему нельзя? Потому что такие действия приведут к ожогам, болезням, будут иметь плохие для физического здоровья последствия. Здесь всё понятно, и мы знаем, как уберечь ребёнка от поступков, которые могут причинить ему вред.

Но здоровье человека — это состояние, которое зависит не только от его тела. Есть душевное здоровье, называемое также духовным, психологическим. Есть социальное здоровье, определяемое характером отношений человека в коллективе, обществе. Слово обладает огромной силой психологического воздействия на человека. Справедливо говорят, что доброе слово способно лечить, а злое — убивать. Личность человека живёт в пространстве языка и общественных отношений. Отношения с другими людьми, которые складываются у ребёнка в школе, у взрослого в семье и трудовом коллективе, определяют состояние его социального здоровья.

О том, как сохранить физическое здоровье ребёнка, мы знаем немало. Но как сберечь и укрепить его духовное, психологическое, социальное здоровье? Какие для этого есть правила? Это правила морали, нормы нравственного поведения. Так же, как и правила сбережения физического здоровья, они накапливаются как опыт жизни и передаются от старших к младшим.

В возрасте 10 лет ребёнок становится младшим подростком. Этот возрастной период сменяет детство и продлится примерно до 12 лет. Младший подростковый возраст (учащиеся 4—6 классов) — один из самых сложных периодов развития школьников. В это время ребёнок одновременно переживает два кризиса — возрастной и образовательный. В дополнение к этому внешняя информационная среда оказывает на ребёнка и семью не всегда позитивное воздействие.

Возрастной кризис вызван переходом от детского возраста к подростковому. Подростковый возраст — стадия развития личности между детством и взрослостью — качественно новый этап в развитии школьника, который характеризуется изменениями, связанными с началом полового созревания и вхождением во взрослую жизнь. В это время происходит становление основы социального самосознания — пробуждение чувства взрослости, формируются сложные формы мыслительной деятельности, абстрактное, теоретическое мышление, появляется мужской или женский взгляд на мир, быстро развиваются творческие способности. Активно формируется новый образ физического «Я», новый уровень самосознания, пробуждается интерес к себе.

Образовательный кризис связан с переходом с начальной на основную ступень общего образования. В 5 классе вместо одного педагога, который в течение 4 лет выстраивал разносторонние отношения с ребёнком и его родителями, появляются разные учителя, преподающие разные предметы. Отношения с ними ещё долго будут ограничены в основном вопросами успеваемости по отдельным предметам и соблюдения дисциплины на уроках. Один класс, который был освоен младшим школьником как личностное пространство, заменяется кабинетной системой, следствием чего становится «феномен беспризорности» подростков в школьном здании. В выпускном классе начальной школы младшие подростки были самыми взрослыми. В основной школе они оказываются самыми маленькими на фоне активно формирующегося чувства взрослости. Учителя, принимая класс, нередко видят своих новых учеников по сравнению со старшими школьниками несамостоятельными и недостаточно образованными.

Такое отношение учителей к младшему подростку во многом обусловлено и различием в организации учебного процесса на ступенях начального и основного общего образования.

Содержание духовно-нравственного развития и воспитания определяется в зависимости от поставленных задач и формируемых ценностей по направлениям работы. Характер отработки содержания накопительный, поэтапный.

4 класс

Нравственность

·                    элементарные представления о религиозной картине мира, роли традиционных религий в развитии Российского государства, в истории и культуре нашей страны;

·                    элементарные представления об институтах гражданского общества, о возможностях участия граждан в общественном управлении

Патриотизм

·                    начальные представления о народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны;

·                    уважительное отношение к русскому языку как государственному, языку межнационального общения

Трудолюбие

·                    элементарные представления о роли знаний, науки, современного производства в жизни человека и общества;

·                    элементарные представления об основных профессиях;

·                    ценностное отношение к учёбе как виду творческой деятельности

 

Вывод:

Лучше начинать преподавание религиозных культур в младших классах и, чем раньше, тем лучше, потому что к пятому классу у детей уже есть «характер», а маленьким можно рассказать о Боге простыми словами: есть детская Библия, есть мультфильмы с библейскими сказаниями.

Во-первых, 10–11 лет – промежуточный период, когда включается «критика» и информация, идущая от взрослых, подвергается сомнению. Осмысленно воспринять абстрактную концепцию Бога ребенок может только ближе к старшим классам, когда происходит формирование самосознания, в это время происходит скачок из начальной в среднюю школу. Дети как бы заново адаптируются к школе с ее предметно-кабинетной системой: на каждом уроке – другой учитель, что на первых порах вызывает психологический дискомфорт.

«Поскольку весь курс касается проблем мировоззренческих, логично было бы вводить его у ребят, переживающих очередной возрастной кризис, т.е. либо у малышей первых–третьих классов (7–8 лет), либо классе в шестом–девятом (12–15 лет), либо у старшеклассников, которые уже имеют свою точку зрения на религиозные и этические темы. Но школьникам 10–11 лет преподавать такую дисциплину слишком сложно. Большинству ребят она будет не интересна»


Copyright MyCorp © 2012